Как работает зависимость на физическом и психологическом уровне.
Начну с того, что моя теория основана на научных фактах, личном опыте и наблюдениях в работе с различными формами зависимости.
Что такое зависимость? Это состояние несвободы от кого-либо ,чего-либо. Причём выбор несвободы - это личный выбор каждого в силу сложившихся обстоятельств и условий. А если посмотреть на зависимость с психологической точки зрения, то её можно рассматривать как систему саморегуляции для приспособления, так сказать достройка своего «Я».
Чтобы было более понятно: «Я плюс объект» в эмоциональной зависимости, «Я плюс вещество» в химической зависимости.
Как работает зависимость?
Начну с опиоидной зависимости и описания эндорфинов.
Эндорфи́ны- группа полипептидных химических соединений, по способу действия сходных с опиатами (морфиноподобными соединениями), которые естественным путём вырабатываются в нейронах головного мозга и обладают способностью уменьшать боль, аналогично опиатам, и влиять на эмоциональное состояние. Механизмы опиатной зависимости включают конкурентное связывание наркотических веществ с рецепторами эндорфинов. Эндорфины часто возникают «в связке» с выделением адреналина. При долгих тренировках в организме выделяется адреналин, усиливается боль в мышцах, и вследствие этого начинают вырабатываться эндорфины, которые уменьшают боль, повышают реакцию,скорость адаптации организма и психики к нагрузкам. Было установлено, что эндорфины производятся в организме человека во время боевых действий, спортивных соревнований и т. п., что позволяет до определённой степени игнорировать боль и мобилизовать резервы.
Из этого можно заключить следующее. Как запускается сам механизм?
Если у человека не наработан навык к стрессоустойчивости, и в качестве эксперимента он попробует опиаты, то встраивание химической зависимости в структуру «Я» происходит сразу.
Например: происходит стрессовая ситуация, идёт выброс эндорфинов, на короткое время из-за эффекта обезболивания притупляются чувства, что даёт возможность мозгу найти оптимальное решение на разрешение ситуации.
Но если навык не приобретен, то чувства подавляются, тем самым увеличивая напряжение и появляется иллюзия, что разредить ситуацию поможет вещество.
Сознание находит наиболее простой способ, встраивая наркотик для продления обезболивания с надеждой найти решение на совершение действия. Но здесь тоже не всё так просто. Даже если действие будет сделано, присвоить его как опыт будет невозможно,так как действие совершено «Я плюс вещество».
Популярное представление о том, что эндорфины являются «гормонами счастья» или «гормонами радости», базируется на том, что введение в организм наркотических веществ сходных с эндорфинами, в частности морфина и других опиатов, приводит к сильной эйфории. На самом деле, эйфория вызывается побочным действием на другие нейромедиаторы, в частности дофамин. При многих патологических состояниях и заболеваниях, особенно протекающих с выраженными болевыми синдромами, и/или на фоне депрессии, а также употребления наркотических веществ и плохо поддающихся стандартному лечению, у пациентов отмечается истощение эндорфинергической системы, снижение базового уровня эндорфинов. Для лечения чаще используют естественные способы повышения уровня эндорфинов в организме.
Прослушивание нравящейся музыки (музыкотерапия), занятия спортом, новые позитивные впечатления, поедание шоколада, занятие сексом и т. п. приводят к естественному повышению уровня эндорфинов в крови, что повышает настроение, улучшает самочувствие и психофизиологический статус.
Теперь расскажу о дофамине.
Дофами́н— нейромедиатор, вырабатываемый в мозге человека, локализация выработки — гипоталамус. Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления (ФВП) и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения. Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время положительного, по субъективному представлению человека, опыта — к примеру, секса, приёма вкусной пищи, приятных телесных ощущений. Нейробиологические эксперименты показали, что даже воспоминания о поощрении могут увеличить уровень дофамина поэтому данный нейромедиатор используется мозгом для оценки и мотивации, закрепляя важные для выживания и продолжения рода действия. Таким образом возникает симптом зависимости, влечение «тяга».
Дофамин (а также окситоцин) имеет важное значение и для формирования чувства любви, в том числе материнской и лежит в основе чувства привязанности к партнёру.
Дофамин участвует в процессах обучения; как показали германские нейробиологи (Klein и др., 2007) в эксперименте на людях, дофамин обеспечивает возможность эффективно учиться на своих ошибках, и нехватка дофамина может приводить к игнорированию негативного опыта. Как и у большинства нейромедиаторов, у дофамина существуют синтетические аналоги, а также стимуляторы его выделения в мозге. В частности, многие наркотические вещества увеличивают выработку и высвобождение дофамина в мозге в 5—10 раз, что позволяет людям, которые их употребляют, получать чувство удовольствия искусственным образом.
Если человек продолжает чрезмерно стимулировать свою «систему поощрения», постепенно мозг адаптируется к искусственно повышаемому уровню дофамина, производя меньше гормона и снижая количество рецепторов в «системе поощрения». Это один из факторов, побуждающих зависимого увеличивать дозу для получения прежнего эффекта. Дальнейшее развитие химической толерантности может постепенно привести к метаболическим нарушениям в головном мозге, а в долговременной перспективе потенциально нанести серьёзный ущерб здоровью мозга и следствие, социальная деградация.
Дофамин участвует в формировании и закреплении условных рефлексов при положительном подкреплении и в гашении их, если подкрепление прекращается. Другими словами, если наше ожидание награды оправдывается, мозг сообщает нам об этом выработкой дофамина. Если же награда не последовала, снижение уровня дофамина сигнализирует, что модель разошлась с реальностью. Снижение в результате мутаций количества дофаминовых рецепторов второго типа (D2) в некоторых участках мозга повышает риск импульсивного поведения, алкогольной и наркотической зависимостей. Для людей с пониженным количеством D2-рецепторов характерен также повышенный риск ожирения (поскольку эти люди нередко склонны к обжорству), других вредных привычек — в частности, страсти к азартным играм. Причиной того, что люди с пониженным количеством D2-рецепторов склонны к поиску экстремальных способов получения удовольствия от жизни, является, по всей видимости, нехватка положительных эмоций у этих людей; кроме того, причиной может являться сниженная способность этих людей учиться на собственных ошибках, делать правильные выводы из отрицательного опыта Зависимость связана не только с «системой поощрения» , она так же связана с формированием личности с раннего детства.
Но об этом в следующей статье.